Ровнер А. Гурджиев и Успенский Вопрос о том, какое же учение принес своим последователям Гурджиев, вовсе не прост, и относительно него до сих пор не достигнуто единодушия. Вопрос осложняется прежде всего тем, что учение это помимо хорошо разработанной концептуальной стороны включало в себя и не менее разработанную систему практической работы, основанную на «движениях», танцах, музыке, психологических упражнениях и многом другом, что в разных странах, в разное время и разными людьми понималось и истолковывалось по-разному. Можно сказать, что это была не просто система идей, а целостное явление, части которого были соединены столь глубоко и согласованно, что подвергать его концептуальному анализу означало насильственное вторжение в его органику, что неизбежно приводило к искажению всей картины. «Четвертый путь» — так называлась эта система — не был учением, сфокусированным в одном только интеллектуальном центре и предназначенным для академической аудитории. Это был особый путь, который вел к осознанию степени несвободы человека, его погруженности в сон и отождествления и как результат этого — к освобождению от несвободы, сна и отождествления. Идти по нему можно было только под наблюдением и руководством опытного наставника. Образ этого наставника и являл собой Гурджиев. Скачать книгу Гурджиев и Успенский
|